Самое главное о плавании

Вода - родная стихия для человека. Формирование маленького человечка в утробе матери происходит именно в воде, где на протяжении девяти месяцев все мы являлись прекрасными пловцами, исполняющими головокружительные пируэты в околоплодных водах. Может быть, поэтому пребывание в водной стихии так нравится и взрослым, и детям. Занятие в воде приносит массу положительных эмоций, более того, оно оказывает замечательный оздоровительный  и укрепляющий эффект. Польза плавания настолько велика, что можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, которые применяются в медицине.

Благотворное влияние плавания на организм грудного ребенка бесспорно. За грудничковое плавание сегодня единодушно высказываются и педиатры, и узкие специалисты. Неврологи уверены, что плавание детей до года позволяет быстрее справиться им с неврологическими проблемами, а ортопеды утверждают, что расслабленные в процессе плавания мышцы тела позволяют эффективнее и быстрее скорректировать врождённые нарушения развития опорно-двигательного аппарата.

В воде ребенок выполняет за одно занятие примерно 1000 движений. Двигательная активность вызывает аппетит и улучшает пищеварение, усиливает обмен веществ в организме, способствуют укреплению всех систем организма, развивает мелкую и крупную моторику, координацию движений. В воде начинают работать те группы мышц, которые не были задействованы в «сухой» среде. Раннее воздействие водной среды необходимо и очень важно для развития малыша. Занятия в воде воздействуют практически на все системы детского организма.

  • Опорно-двигательный аппарат. В воде снижается  статическое напряжение, разгружается позвоночник, это способствует формированию  правильной осанки. Отсутствие опоры для ног и постоянное активное движение позволяет укрепить стопы и является отличной профилактикой против плоскостопия. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя весь опорно-двигательный аппарат. Кроме того, что занятие в бассейне является наиболее безопасным видом физической активности, полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

  • Дыхательная система. Синхронная работа мышц, согласованная с дыхательными движениями, способствует усилению дыхательной мускулатуры, повышает тонус и увеличивает жизненный объем легких. При этом легкие потребляют максимально возможное количество кислорода, который попадает во всех органы и системы организма. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии, устраняются благоприятные условия для их активизации, что является профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком.

  • Система кровообращения.  Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости. Давление воды действует на кожу и сосуды, улучшая кровообращение и деятельность сердца.

  • Выделительная система. Во время занятий в воде происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

  • Центральная нервная система.  При систематических занятиях плаванием укрепляется нервная система, крепче становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а, следовательно, идет его стремительное развитие. 

  • Терморегуляция, закаливание.  Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде почти в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются самыми эффективными закаливающими средствами, совершенствующие механизмы терморегуляции. Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы организма, увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям; возрастает интенсивность обменных процессов в организме ребенка. Иммунологи в один голос рекомендуют регулярно водить детей в бассейн, так как плавание – прекрасная закаливающая процедура, повышающая адаптационные возможности детского организма.

Занятия в воде, как физический процесс, находит отражение  и в психике человека, благотворно влияет на процесс формирования личности. Занятия способствуют развитию дисциплинированности, целеустремленности, уверенности в себе, настойчивости, смелости, решительности, укрепляют силу воли, вызывают у детей положительные эмоции.  Посещение бассейна – это ещё и замечательный вид социальной активности ребёнка. Даже тихие и застенчивые дети во время занятий в бассейне открываются, становятся уверенными в себе, учатся взаимодействовать с другими, приобретая друзей и единомышленников.